Выкладываю перевод небольшой статьи из книги "Things Japanese" британского япониста Бэзила Холла Чемберлена (1850-1935) про модные поветрия, царившие в эпоху Мэйдзи по всей Японии.
Сама книга — в приложенном файле.
Модные поветрия
Япония так долго находилась в состоянии покоя, что теперь, чтобы как-то нагнать упущенное время, ей приходится двигаться быстро и во все стороны сразу. Каждые несколько лет новое поветрие сводит с ума всю нацию, или, по крайней мере, жителей столицы. 1873 год — год кролика. Ранее этих маленьких грызунов в Японии не было, как следствие, когда их завезли как диковинку, за них стали отдавать бешеные деньги, вплоть до тысячи долларов за штуку. Ежедневно заключались сделке о продаже кроликов за четыреста и пятьсот долларов. В следующем, 1874 году, правительство ввело подушевую подать на кроликов. В результате их цена стала измеряться не в долларах, а в центах, и неудачливые кролиководы вмиг остались без средств. В 1874-75-м годах господствовала мода на петушиные бои. В 1882-83-м поветрием сделались сборы по подписке на словари и другие произведения. Многие из таких литературных предприятий оказались мошенничеством, и с ними пришлось разбираться в суде. Также 1883 год — лучшее время для основания различных обществ, научных и не только. Далее, в 1884-85-м воцарилась атлетика. 1886-87-й отметила всеобщая страсть к вальсу и масштабным похоронам. В эти же годы, в официальных кругах началась эпидемия так называемой “немецкой кори” — мания подражательства всему немецкому, бесспорно куда более “безопасная” в плане непосредственно верноподданичества, чем англосаксонский дух свободы. На следующий год появилась очередная новинка — в моду вошли месмеризм, столоверчение и планшетки для спиритических сеансов; а в 1888 году борьба из ранга вульгарного развлечения сделалась всеобщим помешательством, чему поспособствовал тогдашний премьер, граф Курода. В 1889 году внезапно настало время акционерных компаний вместе с общим возрождением старинных японских развлечений, японского костюма, антиварварской пропаганды и т.п. Это был год великой реакции. С 1890 года — железнодорожные спекуляции. В 1893-м вся страна следила за успешной поездкой графа Фукусима по Сибири; любой может понять масштаб безумия, изучив газеты того времени. В 1896-м — собирание марок. В 1898-1900 годах — светские приемы в саду. Один длился целых пять дней; другие проводились в снежную пору, с зажигаемыми в тщетной надежде отогреть мерзнущих гостей кострами. Некоторые йокогамские купцы устраивали так называемые “приемы в саду” на нескольких причаленных вместе лихтерах, покрытых навесом. Еще одно безумие конца века — страсть к бюстам и статуям, даже к собственным серебряным статуям. Последний вид этого поветрия напоминает о раннем средневековье, когда многие выдающиеся принцы и буддийские святые (несмотря на принадлежность к доктрине, которая гласит об иллюзорности всего сущего, а самость почитает обманом и ловушкой) тратили невообразимые часы своего досуга на рисование и резьбу собственных образов. Иногда заявляется, что работы принадлежали ученикам, а святой лишь рисовал зрачки. В 1901-м в моду вошли исполинские экскурсии для детей и рабочих. Одна из ведущих газет организовала экскурсию в Токио для 120 тысяч работников. Но когда эта огромная толпа приблизилась к месту цели, полиция разрешила пройти только пяти тысячам и случился бунт. На вылазке более управляемого масштаба присутствовали 380 слепых чистильщиков, которые отправились на любование (?) цветами сливы в Сугита. Их безопасность обеспечивалась, как у альпинистов, посредством длинного троса. В 1903 году молодежь, воспитанная на Шопенгауэре и Ницше стала практиковать “отказ от воли к жизни” путем прыжков в огромный водопад Кэгон в Никко. В 1904 году — факельные шествия в честь празднования военных успехов.